Михеева Л. В., Козлукова Т.В.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский медицинский колледж»,
г. Борисоглебск.
Инновационное развитие колледжа – основа успешной подготовки компетентно ориентированных студентов-медиков.
Устойчивое развитие России и вхождение ее в мировое образовательное пространство возможно при устойчивой системе образования. Добиться устойчивой системы образования возможно, если будут удовлетворены образовательные потребности:
- личности, как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества;
- общества с целью творческого развития и образованности своих членов;
- экономики страны в целом и конкретного региона для обеспечения кадрами различных уровней образования и квалификации;
- самой системы образования для ее эффективного функционирования и развития.
В ходе реструктуризации национальной образовательной системы предстоит реализовать ряд важнейших для будущего России целей:
-
- приобретение глубоких и разносторонних знаний;
- развитие аналитических способностей и критического мышления;
- развитие самоанализа и осознание собственных возможностей;
- побуждение творческих способностей, инициативы, воображения
- развитие чувства ответственности за свои действия;
- выработка способности преодолевать нежелательные импульсы и вредные привычки.
Развитие профессионального образования базируется на взаимосвязанных процессах:совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и элементов развития образования на основе аналитических оценок и стратегических направлений в экономике и социальной политике государства.
Выбор направлений развития средних медицинских образовательных организаций определяется инновационной направленностью развития систем здравоохранения и образования России и стратегическими целями развития профессиональной образовательной организации.[1]
Реализация инновационныхмероприятий направлена на повышение социальной и экономической эффективности среднего медицинского образования в интересах личности, общества и государства.
Для успешного решения задач модернизации систем здравоохранения и образования в образовательной организации разрабатывается Комплексная программа инновационногоразвития профессиональной образовательной организации, отражающая приоритетные направления развития СПО.[2]
Рассмотрим приоритетные направления развития среднего профессионального образования на примере реализации Комплексной программы БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский колледж».Программа служит основой для планирования инновационной деятельности колледжа, направлена на развитие потенциала колледжа и его участие в решении задач модернизации систем здравоохранения и образования Воронежской области.
В ней определены приоритетные направления развития:
- Развитие системы менеджмента.
- Модернизация образовательного процесса.
- Развитие кадровых ресурсов.
- Модернизация инфраструктуры образовательной организации.
- Создание эффективной системы профессионального взаимодействия с социальными партнёрами, членами образовательного и научного сообществ.
Развитие системы менеджмента направлено на решение задач:
- осуществление стратегического менеджмента всех направлений развития колледжа;
- мониторинг и актуализация локальной нормативной правовой базы;
- мониторинг и эффективное использование региональной и федеральной нормативной правовой базы;
- развитие информационно-коммуникационных технологий управления;
- повышение эффективности системы менеджмента качества;
- повышение компетентности персонала в области управления;
- формирование и развитие организационной культуры колледжа.
Модернизация образовательного процесса колледжа включает:
- формирование информационной базы в соответствии с требованиями ФГОС СПО и программ дополнительного медицинского образования на основе современных информационных технологий;
-формирование механизмов объективной комплексной оценки качества образования в Борисоглебском медицинском колледже;
- внедрение инновационного характера организации процесса обучения и воспитания.
Для успешной реализации этого направления составлен перечень мероприятий:
- разработка программы подготовки специалистов среднего звена (далее-ППССЗ) и программы дополнительного профессионального образования (далее - ПДПО) в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и программ дополнительного профессионального образования по лицензированным специальностям;
-создание инновационного учебно-методическогообеспечения для реализации ОПОП и ПДПО по специальностям подготовки в соответствии с современными требованиями к мультимедийности и интерактивности, оперативно его внедрять в образовательный процесс, постоянно развивать и совершенствовать;
- разработать модели организации учебного процесса с целью реализации модульно-компетентностного подхода в образовании;
- осуществлять поиск, развитие и внедрение передовых информационных технологий в образовательный процесс;
- осуществлять информационное насыщение электронной библиотеки колледжа;
- разработать и реализовать комплекс воспитательных мероприятий, направленных на понимание обучающимися задач и личных перспектив в своей профессиональной сфере;
-разработать пакет оценочных материалов, объективно отражающих качество подготовки по отдельным профессиональным модулям и специальности в целом;
- обеспечить выбор и доступ всем субъектам образовательного процесса к национальным и международным образовательным ресурсам;
- разработать дополнительные профессиональные модульные программы для эффективной адаптации к запросам рынка труда;
- увеличить долю исследовательского компонента в образовательном процессе, внедрить технологию проекта при освоении видов деятельности.[2]
Развитие кадровых ресурсов направлено на решение задач:
- обеспечение образовательного процесса кадровыми ресурсами, достаточными для решения задач подготовки и дополнительного образования средних медицинских кадров, отвечающих требованиям рынка труда;
- создание условий для формирования и развития творческого потенциала работников;
- повышение производительности труда работников путём постоянного совершенствования и развития информационных технологий.
Модернизация инфраструктуры включает:
- обеспечение образовательного процесса материальными ресурсами, достаточными для решения задач подготовки и дополнительного образования средних медицинских кадров;
- поддержание безопасных условий и охрану труда и учёбы в колледже;
- создание и совершенствование здоровьесберегающих методик и технологий, используемых в образовательном процессе;
- создание условий для повышения уровня профессионального мастерства работников колледжа;
- стимулирование обучающихся к хорошей учёбе, активному участию в общественной жизни колледжа, города и региона.
Создание эффективной системыпрофессионального взаимодействия с социальными партнёрами, членами образовательного и научного сообществ:
- поддержание привлекательности колледжа как социального партнёра для всех заинтересованных лиц, учреждений и организаций;
- расширение круга потребителей услуг, предоставляемых колледжем;
- создание больших ценностей путём совместной работы с представителями профессиональных, научных и культурных сообществ.
Реализация приоритетных направлений Комплексной программы инновационного развития позволит профессиональной образовательной организации динамично развиваться в условиях конкурентной среды и успешно сотрудничать с передовыми средними профессиональными образовательными организациями России.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования укрупненной группы специальностей Здравоохранение.