Планирование самостоятельной работы студентов в БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский колледж»

11 октября 2018 г.

 

Михеева Л.В., Козлукова Т. В.

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области    Борисоглебский медицинский колледж, г. Борисоглебск

 

Планирование самостоятельной работы студентов в

БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский колледж»

 

 

Образовательная организация БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский колледж»  самостоятельно планирует объем самостоятельной работы по каждой дисциплине, курсу (модулю).Распределение времени, выделенного на самостоятельную работу, между учебными циклами, дисциплинами, курсами (модулями) осуществляется образовательной организацией с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, курсам (модулям), входящим в цикл.[1]

При планировании самостоятельной работы необходимо учитывать, что ее содержание, виды (формы) должны основываться на компетентном подходе, т.е. ориентироваться на формирование общих и/или профессиональных компетенций обучающихся.

Распределение объема времени, выделенного в учебном плане на самостоятельную работу по дисциплине, курсу (модулю) по видам (формам), осуществляется преподавателем, который эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного задания на основе наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы; опроса студентов о затратах времени на то или иное задание и при необходимости корректируются с учетом сложности и объема изучаемого учебного материала.

Перед выполнением обучающимися самостоятельной работы, преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, сообщая цель задания, содержание задания; сроки выполнения задания; ориентировочный объем работы; основные требования к результатам выполнения задания; критерии оценки; типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, курса (модуля).[3]

Самостоятельная работа может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности и уровня умений обучающихся.

В целях повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся преподавателями разрабатываются методические указания для самостоятельной работы по дисциплине, курсу (модулю).

Контроль самостоятельной работы обучающихся  предусматривает  соотнесение содержания контроля с целями обучения, объективность  и валидность контроля, дифференциацию контрольно-измерительных материалов. Контроль выполнения заданий, для самостоятельной работы обучающихся осуществляется преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на обязательные аудиторные учебные занятия по дисциплине, курсу (модулю) и на консультации в порядке, установленном образовательной организацией для текущего контроля успеваемости. [5]

Формы и методы контроля самостоятельной работы определяются преподавателем. Оценивание результатов выполнения студентами заданий для самостоятельной работы может проводиться на таких учебных занятиях, как урок, семинар в форме оценки преподавателем устного сообщения (ответа), письменной контрольной работы, защиты творческой работы и т.п. Оценка в обязательном порядке должна сопровождаться суждениями преподавателя и его рекомендациями. Критерии оценки результатов выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы определяются преподавателем.

Основными критериями, как правило, являются: уровень освоения обучающимся учебного материала; умение обучающегося использовать теоретические знания при решении практических задач; обоснованность и четкость изложения ответа; сформированность общих и  профессиональных компетенций; творческий подход к выполнению самостоятельной работы;  уровень владения методами устного и письменного общения, новыми технологиями, понимание их применения; способность критически оценивать информацию, а так же уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности, творческий подход к оформлению результата самостоятельной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями. [4,6]

Формы контроля самостоятельной работы:

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
  2. Самопроверка, взаимопроверка выполненных заданий в группе, их корректировка.
  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии, устранение ошибок и их причин на основе результатов самоконтроля.
  4. Тестирование, письменный и устный  опрос.
  5. Индивидуальное собеседование или собеседование с группой.
  6. Отчет о проделанной работе.
  7. Защита рефератов или курсовой работы.
  8. Творческий конкурс, интернет-конференции, олимпиада.
  9. Зачет, экзамен.

Результаты оценивания (соответствующая отметка по 5-бальной системе) отражаются в журнале теоретического обучения и учитываются при промежуточной аттестации обучающихся. Проверка выполнения обучающимися письменных заданий для самостоятельной работы осуществляется преподавателем, как правило, вне аудиторных занятий. Материальный продукт (изделие), продукт творческой или исследовательской деятельности на бумажном или электронном носителе, являющийся результатом самостоятельной работы, сохраняется до конца учебного года. Среди причин неэффективности выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студенты называют такие как отсутствие учета преподавателем трудоемкости и сложности различных видов заданий; различный уровень владения обучающимися организацией учебно – практического труда; несформированность интеллектуальных умений (сравнивать, давать характеристику, обобщать, делать выводы) и практических навыков (проводить наблюдения, выполнять вычисления, создавать готовый продукт); слабое освоение профессионального языка; наличие доступных бесплатных материалов в сети Интернет. [6]

        Таким образом, организация и управление самостоятельной работой – это действия преподавателя, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий. Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей специальности на уровне мировых стандартов, невозможна без повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе [4].

Современный специалист – это творец – создатель, человек высокой культуры, умеющий ориентироваться в постоянно растущем потоке информации. Поэтому значимое место в становлении личности студента, активизации его деятельности отводится самостоятельной работе.

Именно самостоятельная работа в наибольшей мере помогает студенту овладеть всесторонними знаниями, которые служат основой становления его мировоззрения и овладения будущей специальностью. Эффективность самостоятельной работы зависит, как от способности организовать ее, так и от уровня владения методикой этой формой деятельности. На одном из первых мест среди условий, стимулирующих успешную учебу, должно стоять умение это организовать.

Сближение профессиональной деятельности преподавателя и учебной деятельности студента - одна из задач развития профессиональной культуры. Она включает способность ориентироваться на перспективные, приоритетные направления научно – технического прогресса, умение предвидеть, заглядывать вперед, сделать смелый и верный выбор в условиях непрерывного роста и разнообразия информации.

Таким образом, самостоятельная работа студентов как средство активизации познавательной и воспитательной деятельности призвана помочь преподавателю раскрыть личностный потенциал каждого студента, создать для обучаемых ситуацию незапрограммированного опосредованного закрепления теоретических знаний, повысить качество образования, что особенно важно в свете требований ФГОС СПО. [2,3]

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  2. ФГОС СПО по специальности 34.0 01 «Сестринское дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 50
  3. Волкова Л. Н. Самостоятельная работа студентов как средство активизации их познавательной деятельности // Среднее профессиональное образование: ежем. теор. и научно-метод. журн. М.: Российская академия образования. Союз директоров ССУЗов России, 2012. № 2. С. 34-37.
  4. Жарова Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. СПб.: Наука, 2009.
  5. Пастухова И. П., Тарасова Н. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2012.
  6. Тарджиманян Л. Н. Методы контроля самостоятельной работы студентов // Среднее профессиональное образование: ежем. теор. и научно-метод. журн. М.: Российская академия образования. Союз директоров ССУЗов России, 2012. № 10. С. 11-14.