Выбор приоритетных направлений развития средних медицинских образовательных организаций определяется инновационной направленностью развития систем здравоохранения и образования России и стратегическими целями развития профессиональной образовательной организации.
Реализация приоритетных направлений направлена на повышение социальной и экономической эффективности среднего медицинского образования в интересах личности, общества и государства.
Для успешного решения задач модернизации систем здравоохранения и образования разрабатывается Комплексная программа развития профессиональной образовательной организации, отражающая приоритетные направления развития СПО (далее – Программа).
Рассмотрим приоритетные направления развития среднего профессионального медицинского образования на примере Программы БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский колледж». Программа служит основой для планирования всех направлений деятельности колледжа, направлена на развитие потенциала колледжа и его участие в решении задач модернизации систем здравоохранения и образования Воронежской области. В ней определены приоритетные направления развития:
- Развитие системы менеджмента.
- Модернизация образовательного процесса.
- Развитие кадровых ресурсов.
- Модернизация инфраструктуры.
- Создание эффективной системы профессионального взаимодействия с социальными партнёрами, членами образовательного и научного сообществ.
- Развитие системы менеджмента направлено на решение задач:
- осуществление стратегического менеджмента всех направлений развития колледжа;
- мониторинг и актуализация локальной нормативной правовой базы;
- мониторинг и эффективное использование региональной и федеральной нормативной правовой базы;
- повышение эффективности системы менеджмента качества;
- повышение компетентности персонала в области управления;
- формирование и развитие организационной культуры колледжа.
2. Модернизация образовательного процесса колледжа включает:
- формирование информационной базы в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения на основе современных информационных технологий;
-формирование механизмов объективной комплексной оценки качества образования в Борисоглебском медицинском колледже;
- обеспечение содержания и качества образования, отвечающего перспективным задачам развития здравоохранения России;
- внедрение инновационного характера организации процесса обучения и воспитания.
Для успешной реализации этого направления необходимо:
- разработать программы подготовки специалистов среднего звена (далее–ППССЗ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по лицензированным специальностям[2];
-создать инновационное учебно-методическое обеспечение для реализации ППСЗ по специальностям подготовки в соответствии с современными требованиями к мультимедийности и интерактивности, оперативно его внедрять в образовательный процесс, постоянно развивать и совершенствовать;
- разработать модели организации учебного процесса с целью реализации модульно компетентностного подхода в образовании;
- осуществлять поиск, развитие и внедрение передовых информационных технологий в образовательный процесс;
- осуществлять информационное насыщение электронной библиотеки колледжа;
-разработать пакет оценочных материалов, объективно отражающих качество подготовки по отдельным профессиональным модулям и специальностям подготовки в целом;
- обеспечить выбор и доступ всем субъектам образовательного процесса к образовательным ресурсам;
- увеличить долю исследовательского компонента в образовательном процессе, внедрить технологию проекта при освоении видов деятельности.[1]
3. Развитие кадровых ресурсов направлено на решение задач:
- обеспечение образовательного процесса кадровыми ресурсами, достаточными для решения задач подготовки и дополнительного образования средних медицинских кадров, отвечающих требованиям рынка труда;
- создание условий для формирования и развития творческого потенциала педагогических работников колледжа.
4. Модернизация инфраструктуры включает:
- обеспечение образовательного процесса материальными ресурсами, достаточными для решения задач подготовки и дополнительного образования средних медицинских кадров;
- поддержание безопасных условий и охрану труда и учёбы в колледже;
- создание и совершенствование здоровьесберегающих методик и технологий, используемых в образовательном процессе;
- создание условий для повышения уровня профессионального мастерства работников колледжа;
-стимулирование обучающихся к хорошей учёбе, активному участию в общественной жизни колледжа, города и региона;
5.Создание эффективной системы профессионального взаимодействия с социальными партнёрами, членами образовательного и научного сообществ.
Ожидаемые результаты при реализации Комплексной программы развития БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский колледж на 2013-2017 гг.»:
- обеспечение стабильного развития колледжа по всем направлениям;
-достижение надлежащего качества среднего медицинского образования; повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников колледжа на рынке труда;
- создание нового поколения учебно-методической и методической литературы, средств обучения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, развитие применения информационных систем и технологий, телекоммуникационных сетей в образовательном процессе ;
- развитие воспитательного потенциала колледжа в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самореализации личности;
- укрепление связей и повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнёрства;
- повышение привлекательности среди молодёжи получения среднего медицинского образования.
Реализация приоритетных направлений развития позволит профессиональной образовательной организации динамично развиваться в условиях конкурентной среды и успешно сотрудничать с передовыми профессиональными образовательными организациями России.